"Мокрое дело"

Автомойки - бизнес далеко не новый, но по-прежнему востребованный. Более того, многие эксперты заявляют, что этот сектор переживает в настоящее время очередной виток развития. В особенности данное утверждение касается региональных рынков, например нижегородского.

Как в любом бизнесе, автомоечное дело прошло свои стадии развития. Сначала каждый мыл свою машину где-нибудь во дворе. Потом на улицах появились мальчишки с брызгалками и тряпками. Затем настал черед аппаратов высокого давления, моек портального типа. В Европе сегодня широко распространены туннельные мойки, но нам до этого еще далеко. В целом, если сравнивать с той же Европой, то региональный, в нашем случае - нижегородский - автомоечный бизнес находится еще на заре своего существования. По словам местных предпринимателей и продавцов моечного оборудования, "автопрачечные" как отдельный вид бизнеса начали массово появляться в Нижнем Новгороде относительно недавно - в 1996-1997 годах. До тех пор мойка служила довеском к станциям техобслуживания (СТО) и различным автотранспортным предприятиям (АТП). Позже их стали строить при автозаправочных станциях (АЗС). Не считая этих

автомоек, продолжающих успешно функционировать и сейчас, в столице Приволжского федерального округа на сегодняшний день работает около 30-40 "помывочных" точек. Много это или мало? Согласно расчетам зарубежных экспертов, на каждые 50 тысяч населения должна приходиться одна портальная мойка. В "третьей столице" проживает 1 350 000 человек. Конечно, у нас не Запад, и далеко не у каждого второго городского жителя есть машина. Тем не менее, даже с учетом этой оговорки, получается, что нижегородский автомоечный рынок находится, в лучшем случае, в зачаточном состоянии. А вот как комментируют сложившуюся ситуацию его участники.

- Первоначальный бум на открытие автомоек прошел, но рынок этих услуг до конца еще не освоен, - считает директор автомойки "ЧП Пимерзин" Дмитрий Пимерзин. - Предпринимательский интерес к данному виду бизнеса, на мой взгляд, достаточно велик, и сейчас, и в ближайшей перспективе на региональном рынке будут появляться новые участники.

- Мыть автомобили будут всегда, значит, наше дело не прогорит, - вторит ему директор "Сервис-центра на Большой Печерской" Саид Менежетдинов. - Другое дело, сможет ли новичок обеспечить себе спрос? Если клиентов чем-то не завоевать сразу, они не появятся никогда, и бизнес будет обречен.

Выбор "оружия"

Региональный рынок скуден не только количеством игроков; не отличается он и разнообразием услуг. Нижегородские автомойщики предлагают практически одинаковое "меню", и работают с помощью одной и той же техники. Большинство предпочитает марку Kаrcher и другой знать не желает. Действительно, техника качественная и надежная, хотя и не самая дешевая. Зато широко распространенная: российская дилерская сеть этого немецкого концерна хорошо развита. Что касается других производителей, то в России представлена продукция таких марок, как Istobal (Испания), WAP, Weidner, Wesumat, California Kleindiest (Германия), Ceccato, Comet (Италия), Carebridge (Великобритания). В Нижнем Новгороде существуют три-четыре фирмы, торгующие оборудованием для автомоек. Кстати, положительный момент: профессиональное моечное оборудование не подлежит обязательной сертификации. Серьезные фирмы, специализирующиеся на продаже такой техники, как правило, имеют индульгенции от органов стандартизации, разрешающие применение данного "железа". А вот моек, оснащенных отечественной техникой, в Нижнем Новгороде обнаружить не удалось; изредка попадаются лишь агрегаты для технической очистки использованной воды. Как и в целом по стране, 80% рынка занимает техника немецких производителей; остальные 20% делят итальянские, чешские и польские фирмы, чья продукция уступает немецкой в качестве и цене.

- Лучше сразу закупить качественное оборудование, чем потратить деньги на дешевое, которое потом будет постоянно выходить из строя, - убежден директор ООО "Автосервиспром" Валентин Андреянец. - Особенно не советую отдавать предпочтение бытовым аппаратам перед профессиональными, как нередко поступают начинающие мойщики. Эта техника, конечно, не такая дорогая, но при интенсивной коммерческой эксплуатации больше двух месяцев не живет.

Из трех основных типов автомоек нижегородские "мойдодыры" уверенно останавливают свой выбор на мойках ручного типа с аппаратами высокого давления - они занимают 80-90% регионального рынка. Крайне небольшой сегмент (10-20%) числится за автоматическими портальными автомойками, что само по себе странно: услуга эта весьма привлекательна для клиентов и высокорентабельна. Сами мойщики поговаривают, будто водители не любят "порталки": они якобы повреждают, царапают автомобиль. Так, по словам специалистов нижегородской мойки "Автошик", они принципиально выступают против полной автоматизации: "Большинство наших клиентов предпочитают ручную мойку автоматической: боятся щеток, и поэтому не часто подвергают своего любимца автоматической чистке". Правда, есть эксперты (пожелавшие остаться неизвестными), которые придерживаются другой версии: цены на портальные мойки еще не по карману большинству мелких и средних предпринимателей. Есть и третья точка зрения.

- Легенда о плохой работе "порталок" мне вполне ясна, - поясняет ситуацию директор компании "Грин Рэй" (официальный представитель Kаrcher в Нижнем Новгороде) Вадим Коненев. - У нас в городе всего несколько портальных моек - 3-4 штуки, да и те куплены уже в состоянии "б/у". Например, как в фирме "Ока-Лада", где до приобретения мойка проработала лет двадцать. Оборудование изношенное, диаметр щеток далеко уже не тот. И конечно, стертые, изношенные щетки - как наждак.

Между тем мойки именно этого типа широко распространены в Европе, наряду с пунктами самообслуживания. Последние, кстати, также полностью отсутствуют на региональном рынке. Не говоря уже о мойках туннельного типа, которых в Нижнем Новгороде просто нет, опять же по причине их дороговизны.

Ну, за синергизм!

Учитывая вышеперечисленные особенности регионального рынка, вычислить способ "протиснуться" на него нетрудно. Тривиальный, но гарантированно выигрышный вариант - приобрести портальную автомойку, а еще лучше мойку туннельного типа. То есть заявить о себе в секторе с малой или отсутствующей конкуренцией. Способ хорош для предпринимателей, не стесненных в средствах.

Другое достаточно стандартное решение - увеличение площади "автопрачечной", то есть ее производительности. Но, сделав ставку на величину оборота, нужно и располагать такую мойку в соответствующем месте: поблизости от больших автотрасс, чтобы обеспечить себя клиентами. Либо искать "оптового" заказчика среди крупных автотранспортных предприятий и заключать с ним договор на эксклюзивное право "помывки". Ведомственные машины моют независимо от погоды - правило у них такое.

Собственно, наиболее выгодными являются всего два вида моек, и "высокопроизводительный" - один из них. По крайней мере, так утверждает наш эксперт, владелец крупной нижегородской автомойки, пожелавший остаться неизвестным.

- К первому виду относятся мойки с высокой производительностью и минимальным ассортиментом услуг, - рассказал нам собеседник. - Эти мойки приносят максимальный доход на загруженных участках автодорог и рассчитаны на клиентов, дорожащих своим временем. С другой стороны, чем быстрее обрабатывается одна машина, тем больше авто пройдет через автомойку за день. Среднее время обслуживания одного автомобиля на таких мойках не должно превышать 10-15 минут. Они максимально эффективны, в частности, на въездах в город и трассах, соединяющих спальные районы города с промышленными. Оборудование здесь нужно только автоматическое - портальные или туннельные мойки - производительностью 12-100 машин в час. А использование ручного труда сводится к минимуму. Разумеется, расходы на заработную плату тоже снижаются. Второй, альтернативный вариант - мойки с высоким качеством и широким ассортиментом предоставляемых услуг при невысокой производительности. Набор их может включать мойку двигателя, химчистку салона, полировку кузова, натирку и полировку салона, чернение шин (в частности, в качестве предпродажной подготовки) и т. д. Такие мойки рассчитаны на клиентов, специально планирующих потратить определенное количество времени в обмен на качество, комфорт и престиж. Они могут располагаться в стороне от загруженных магистралей, но обязательно должны дать клиенту максимум пользы. На данных мойках применяется ручное оборудование: сначала ручным аппаратом с поверхности смывается абразив, затем ее протирают мягкой губкой, затем вытирают насухо, а мастер контролирует качество работ. Соответственно, на мойках данного назначения должны быть предусмотрены отдельные помещения для отдыха и занимательного времяпрепровождения клиентов. Это могут быть кафе, игровые автоматы, да что угодно! Все ограничивается только воображением владельца. Действительно, добавив немного фантазии, можно сделать посещение мойки весьма приятным для клиентов. Разумеется, "автопрачечная" вполне может работать и как самостоятельный бизнес, но не случайно в Нижнем Новгороде автомойки часто функционируют в комплексе с автосервисом или, по крайней мере, предлагают водителям всевозможные "побочные" услуги. В бизнесе есть такое понятие, как "синергизм". Под ним подразумевается дополнительный эффект от совмещения двух или более близких видов бизнеса. Если потенциальному клиенту надо купить масло и пару деталей, в багажнике валяется пробитая запаска, машина грязновата, да к тому же он не прочь перекусить, вероятнее всего, он выберет ту автомойку, где сможет совместить все операции, а не четыре разных места. Даже просто заезжая поменять колесо, водитель часто ради интереса заглядывает и на мойку, оценивает, удобно ли здесь будет помыть авто. Отдельно же стоящие мойки порой раскручиваются по полгода.

В большинстве случаев причины провала автомоечного бизнеса кроются не в самой его невыгодности, а в неправильном подходе к его организации. Оригинальное решение бизнес-задачи, превращающее рутинную проблему моечного процесса в небольшой праздник для клиента, наверняка принесет предпринимателю дополнительную прибыль, которая может оказаться даже большей, чем доходы от "профильных" услуг.

Эротика как элемент партизанского маркетинга

Нужа ли реклама для моек? По этому вопросу существуют разные точки зрения. Например, Валентин Андреянец полагает, что успешность предприятия во многом зависит от того, "насколько оригинально и громко вы о себе заявите". Разумеется, уместны размещение объявлений в "автомобильных" СМИ, распространение красочных буклетов в многолюдных местах и по почтовым ящикам. Однако директор "Автосалона красоты" Игорь Медведев считает совсем иначе.

- Реклама автомойке не нужна, у нас и так очереди, - уверяет предприниматель. - Даже вывеску сняли, чтобы не привлекать непрошеных гостей, к примеру, ходоков из различных проверяющих инстанций. Лучшая реклама для автомойки - это "сарафанное радио", а залог успеха - качество работы.

"Хорошо обслуженный клиент обязательно возвращается; более того, рассказывает о нашей автомойке своим друзьям, знакомым и приводит их с собой", - подтверждают ту же мысль специалисты из "Автосервиспрома". Тем не менее, всегда полезно придумать нестандартный рекламный ход, чтобы выделиться. Вас должны запомнить.

В качестве примера можно привести ставшие популярными в последнее время в Москве и других городах мойки, на которых клиентам строго-настрого запрещается открывать окна, дверцы, выходить из машины и... прикасаться к мойщикам. Объясняется это просто - обряд очищения машин на радость (а иногда и на изумление) клиентам проводят полуобнаженные девицы. Нетрудно догадаться, что у этой мойки нет недостатка в посетителях преимущественно мужского пола. Есть и противоположный пример, когда посмотреть на мастера балетного жанра, превращающего мойку машин в красивое шоу, съезжаются дамы из разных районов города. Конечно, чересчур консервативно настроенный посетитель может не оценить ваших стараний. Но для него есть множество других "изюминок". Предложите, например, клиенту во время мойки сыграть в "дартс" (чего уж проще - мишень и дротики) с условием, что если он наберет определенное количество очков, то получит небольшую скидку. В любом случае, вы можете быть уверены в том, что слухи о существовании необычной мойки разлетятся быстро и далеко. И к вам будут заглядывать клиенты не только из прилегающих районов, но и более отдаленных.

Болевые точки

По словам Вадима Коненева, порог вхождения в "мокрый" бизнес составляет порядка 10-15 тысяч долларов. Мойки АВД окупаются за 6-12 месяцев, причем около 3-х месяцев уходит только на то, чтобы о предприятии узнали. Куда более выгодна, по его мнению, портальная мойка. Но она требует значительно больших вложений, поскольку стоит от 40 000 евро и окупается за три года. Комментируя эти цифры, Дмитрий Пимерзин отмечает: "Ускоряет "отбивание" вложенных денег наличие среди клиентов крупных предприятий".

Многое зависит от размеров производственных площадей, количества автомобилей, которое мойка может обслужить за день. В Нижнем Новгороде, если "автопрачечная" занимает 100 кв. м, то, как утверждают эксперты, в среднем за день через нее проходят 15-20 машин. Но, разумеется, у каждой мойки свои показатели. Например, в ООО "Автосервиспром" площадью 700 кв. м ежедневная проходимость - 35-40 авто. Поскольку чистота машины обходится владельцу в 100-200 рублей (конечная цена складывается из того, какие услуги хочет получить клиент, и сильно зависит от близости "точки" к центру города), ежемесячная прибыль средней автомойки может насчитывать от 4 до 8 тысяч долларов.

Учитывая все вышесказанное, рентабельность моек, по словам практикующих на помывке машин специалистов, составляет, как минимум, 20%. В лучшем случае планка прибыльности может достигать и 40%. Но уровень рентабельности весьма сильно зависит от нескольких факторов, основные из которых - месторасположение мойки, персонал, капризы оборудования, сезонность.

Нельзя, конечно, ставить восклицательный знак на утверждении, что моечный бизнес слишком зависит от непостоянства природы. Да, осенне-весенние столпотворения машин на мойке сменяются относительным летним спокойствием. Люди разъезжаются отдыхать, да и не прочь помыть машину самостоятельно. Зато летом, как свидетельствуют владельцы автомоек, клиенты приезжают, чтобы пропылесосить салон и сделать химчистку, весной и осенью денег на это они обычно тратить не желают. Чтобы привлечь клиентов и поддерживать приемлемый поток машин на мойке, не помешает сделать какие-нибудь летние скидки, по максимуму расширить ассортимент услуг.

- Пик моечной активности водителей приходится на период межсезонья, - говорит Саид Менежетдинов ("Сервис-центр на Большой Печерской"). - Наиболее продуктивные периоды - весна и осень. В это время зачастую даже выстраиваются очереди. А спадает интенсивность посещения в праздничные дни и период летних отпусков. Безусловно, одним из важнейших условий успеха моечного бизнеса является правильный выбор места под размещение мойки (хотя даже наиболее удачное место само по себе еще не гарантирует 100%-ный успех предприятия).

- Считается, что наиболее выгодным месторасположением для мойки являются магистрали при въездах в город, особенно перед постами ГИБДД, - рассказывает Дмитрий Пимерзин. - Однако могу сказать, что в Нижнем Новгороде это себя не оправдало. Оказалось, намного удобнее для клиентов, если мойка располагается вблизи от дороги, соединяющей спальные районы с промышленными, по которым утром и вечером движутся мощные потоки. Если мойка находится в "спальном" районе, то клиент, кроме наружного мытья автомобиля, зачастую пользуется дополнительными услугами: чисткой салона, выведением пятен на обивке, полировке панелей, мытьем двигателя и т. д., вплоть до чернения шин.

Если мойку поставить на слишком оживленной магистрали или на въезде в город, то клиент здесь будет скорее случайный, желающий только помыть машину и побыстрее уехать. Тогда имеет смысл устраивать помещение и подбирать оборудование, обеспечивающее максимальную пропускную способность. Это позволит увеличить производительность и избежать очередей. Но слишком хорошо - иногда плохо. Бывают случаи, когда мойка, расположенная вблизи крупных транспортных узлов, страдает от чрезмерной автомобильной суеты. Потенциальным клиентам часто просто "в облом" продираться через поток машин.

Игорь Медведев ("Автосалон красоты"), отмечает: "В подборе помещения важно обратить внимание на хороший подъезд к мойке, чтобы дорога была сносной, и ее не приходилось искать полчаса. А вот находиться на центральной магистрали совсем необязательно". Также практика показывает, что "автопрачечные" неплохо чувствуют себя при станциях техобслуживания, АЗС и автопарках. Еще один вариант - строительство моек возле гипермаркетов, где в выходные дни собирается много автомобилей.

Валентин Андреянец уверен, что в моечном бизнесе работает понятие: "едут к нему, поедут и ко мне". Поэтому мойку или автосервис лучше расположить там, где уже имеются подобные предприятия.

- Представьте ситуацию, когда на улице грязно и на мойках огромные очереди, - живописует бизнесмен. - Если на одной мойке с потоком желающих "помыться" не справляются, клиент поедет на любую ближайшую, и трудно сказать, где ему больше понравится сервис.

Далеко не последним фактором, оказывающим влияние на доходность мойки, является и строгий отбор персонала. На первый взгляд, подобрать работников на автомойку нетрудно. Приглашай первого встречного, и пусть драит машину за умеренную плату. Ан нет. Хотя для чистки машин особого образования не нужно, опытные предприниматели отдают предпочтение работникам, разбирающимся в автомобилях. Энергичные ребята с "начальным автомобильным образованием" здесь как нельзя кстати. Хотя многие из нижегородских мойщиков все же предпочитают нанимать студентов - из-за низкой стоимости их труда. В результате соответственно уровню оплаты качество обслуживания на местных мойках тоже оставляет желать лучшего: студенты, по словам Вадима Коненева, зачастую просто не умеют и не стремятся качественно выполнять свою работу.

Некоторые предприниматели остались весьма довольными, пригласив на работу девушек. Природное "чистолюбие" последних проявляется на автомойке в полной мере. Но мужчины все-таки предпочтительнее - работа достаточно тяжелая.

Актуален и вопрос защищенности оборудования от посягательств доморощенных "кулибиных". В частности, на автоматических мойках операторы ухитряются занижать учет количества вымытых автомобилей, нанося немалый ущерб владельцам. Российские самоучки быстро находят слабые места техники, поэтому лучше закупать максимально защищенное от взломов оборудование.

Страдают автомойки, особенно портальные, не только от рук персонала, но и от поломок импортного оборудования, которое плохо приспособлено к нашей воде. Выход из строя какого-либо блока или агрегата приводит к параличу всего моечного поста. А если в сервисной фирме нет необходимых крупных запчастей (что часто бывает), то их приходится заказывать за границей.

- Как утверждают сами производители, при грамотной эксплуатации оборудования его ресурс не ограничен, - заявляет Вадим Коненев. - По нашим наблюдениям, при бережном обращении оно может служить 5-6 лет. Но в коммерческих целях необходимо использовать только профессиональное оборудование. Другим важнейшим моментом является его регулярное и своевременное техническое обслуживание. Также следует учитывать, что в России существуют критические условия эксплуатации, поэтому европейские варианты оборудования здесь не пригодны.

Ряд дополнительных проблем приносит владельцам моек и суровый российский климат. В морозы автомашины необходимо прогревать и мыть их только горячей водой. Расходы у мойщиков растут также из-за необходимости приобретать фирменную автокосметику.

С другой стороны, не каждый импортный порошок или шампунь подходит. Однако наши "мойдодыры" тоже не лыком шиты. "Рекламируемые средства не всегда способны справиться с нашими российскими ситуациями. Например, возьмем мойку двигателя,- говорят в компании "Автосалон красоты". - Скажем, приезжает клиент, который много лет "не мылся". Тут ни один разрекламированный аппарат эту грязищу не возьмет, любого мойщика спросите. А вот мы нашли выход - используем порошок, которым моют военную технику. И результат - превосходный!"

Мойка мойке рознь

Различают три типа моек: аппарат высокого давления, портальная и туннельная.

- Аппараты высокого давления (АВД). АВД бывают передвижные и стационарные (в виде блок-пунктов). Отличаются они друг от друга еще и наличием или отсутствием подогрева воды. АВД без нагрева воды стоит от 750 до 1,5 тысячи евро; с нагревом 2–3,5 тысячи евро. Система очистки воды стоит от 3 тысяч евро. Продавцы оборудования предлагают также разнообразные насадки для моечных аппаратов, которые ускоряют процесс мойки автомобиля. Полный комплект дополнительного оборудования стоит 1–1,5 тысячи долларов.

Недостаток - невысокая пропускная способность: две-три машины в час. Преимущество - такие мойки могут работать в любое время года, в том числе и зимой.

- Мойка портального типа. Мойка портального типа представляет собой П-образную конструкцию, на которой смонтированы моечное оборудование, пара вертикальных щеток, одна горизонтальная и вентиляторы для сушки. В портальной мойке машина заезжает на платформу, а мойка сама перемещается относительно автомобиля. "Порталка" также может мыть колесные диски, днище машины, наносить пену. В зависимости от выбранной программы портальная мойка делает вдоль автомобиля два или более проходов вперед-назад за полный цикл. Есть еще бесщеточные портальные мойки. Машина тут моется просто под сильным напором воды. Портальные мойки предназначены для санобработки как легковых, так и грузовых авто - все зависит от высоты той самой П-образной конструкции. "Подковы" высотой 2,1–2,7 м могут обслуживать легковушки и микроавтобусы; высотой 4,2–4,5 м предназначены, главным образом, для грузовых машин. Портальную мойку можно разместить на 45–60 кв. м. Различные модели "порталок" могут чистить от 8 до 25 автомобилей в час. Для обслуживания портальной мойки достаточно одного человека, на обучение которого уходит не более недели.

Преимущество - высокая пропускная способность: 10–15 авто в час, весь процесс занимает не более 7 минут. Главный недостаток "порталки" заключается в том, что на ней можно повредить некоторые выступающие детали машины. Например, стационарную антенну или задний стеклоочиститель на кузовах "хэтчбек", где "дворник" в неработающем состоянии зафиксирован в вертикальном положении.

- Мойка туннельного типа. Мойки туннельного типа предназначены только для легковых автомобилей. В них можно отмыть от 24 до 100 авто в час. Они представляют собой целый комплекс устройств, через которые автомобиль последовательно провозится на транспортере. Обязательный минимум: две пары вертикальных щеток, вращающихся в противоположные стороны, одна поперечная горизонтальная щетка, оборудование для нанесения моющего средства, жидкого воска-полироли и сушильное устройство. К этому можно добавить щетки для колесных дисков, горизонтальные продольные щетки для нижней части боковых поверхностей автомобиля (на уровне порогов), устройство для мойки днища, оборудование для предварительного обмыва и нанесения активного моющего средства. Длина "туннеля" зависит от состава моечного комплекса и достигает 10–45 м. Через каждый "туннель" автомобиль проходит только один раз. Для региональных рынков такие автомойки - редкость.

Надежда Веселова, Журнал "Бизнес-журнал" №9 от 11 мая 2004 года www.business-magazine.ru